Позвонить нам +7 (495) 108-79-49 +7 (926) 952-39-34 Пн-Вс 10:00 — 18:30
Написать нам  

Налоговая реконструкция и НДС при умышленной схеме

05.07.2022    На чтение:  1 мин.

Распространяется ли налоговая реконструкция на НДС и ситуацию умышленного встраивания «фирм-прокладок» при поставках продукции для обработки?

Распространяется ли налоговая реконструкция на НДС и ситуацию умышленного встраивания «фирм-прокладок» при поставках продукции для обработки? Центру металообработки по итогам выездной проверки было доначислено более 120 млн руб. налогов.

Как видится, претензии к поставщикам налогоплательщика были стандартные:

  • Отсутствие имущества;
  • Показания руководителей компаний-поставщиков о том, что они не имели отношения к деятельности юридического лица;
  • Уплата минимальных налогов и т.д..

Компании-покупателю были сняты налоговые вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль.

Суд кассационной инстанции согласился с нижестоящим судом в том, что поставщики 1го звена реальной своей деятельности не осуществляли, да и не могли осуществлять. Судами правомерно был описан факт нарушения со стороны компании-покупателя подпункта 1 пункта 2 статьи 54.1, подпункта 3 пункта 1 статьи 23, пунктов 5, 6 статьи 169, статьи 171, пункта 1 статьи 172, 252 НК РФ.

Смотрите более подробно Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2022 года по делу № А56-7691/2021.

Суд рассмотрел один из главных вопросов: распространяется ли налоговая реконструкция на НДС.

Распространяется ли налоговая реконструкция на НДС

При этом суд 3-й инстанции обратил внимание на то, что суды обязаны устанавливать действительное экономическое содержание операций налогоплательщика и его контрагентов, а также налоговые последствия.

Как выяснилось, налоговый орган в ходе исследования материалов проверки установил реальных поставщиков металлопродукции и размер уплаченных ими налогов в бюджет. А также точный размер «необоснованной налоговой выгоды», приходящийся на номинальных посредников.

Суд согласился с тем, что суды и налоговый орган должны были вычесть из недоимки по НДС тот налог, который был реально уплачен реальными поставщиками (произвести налоговую реконструкцию по НДС).

На пользу налогоплательщику сыграли и разъяснения ФНС 2021 года.

Письмо ФНС о налоговой реконструкции и статье 54.1 НК РФ помогло

 Цитата кассационного суда:

В пункте 10 письма Федеральной налоговой службы от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что при встраивании «технической» компании или цепочки таких компаний между налогоплательщиком и лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке, повлекшее причинение ущерба бюджетам публично-правовых образований в результате завышения расходов и вычетов по НДС, сумма расходов и налоговых вычетов, подлежащая учету, производится исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах указанного лица по такой сделке (договорах, первичных документах, счетах-фактурах, платежных поручениях и т.п.).
Таким образом, налоговый орган учитывает расходы и вычеты по НДС по указанным спорным операциям на основании обстоятельств, которые подлежат установлению с учетом сведений, документов, представленных налогоплательщиком, а также данных, полученных в рамках мероприятий налогового контроля и истребования документов (информации) о конкретных сделках от поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществившего фактическое исполнение по сделке».

То есть в ситуации когда налоговый орган установил реального исполнителя, параметры сделки и налоговые последствия должны определяться исходя из реальных последствий для бюджета.

Иное будет противоречить принципу добросовестности налогового администрирования и принципу определения действительных налоговых обязательств.

Таким образом, на вопрос: распространяется ли налоговая реконструкция на НДС и ситуацию умышленного встраивания «фирм-прокладок» при поставках продукции для обработки – можно ответить утвердительно.

director

Жуков Илья Александрович

Генеральный директор, руководитель налоговой практики, налоговый юрист.

+7 (926) 952-39-34 (WhatsApp)